21:20, 12.08.2015

Директор института культуры и искусства Людмила Гурленова: «Наши студенты готовят масштабную городскую площадку для отдыха и образования»

Более десяти лет выпускники института искусств Сыктывкарского госуниверситета им. Питирима Сорокина работают над созданием проектов по дизайну среды, предназначенных для совершенствования облика города и республики. Несмотря на стремление молодых художников преобразить унылые урбанистические пейзажи, большинство идей так и остаются просто интересными прожектами. О том, почему студенческие работы не находят отражения в градостроительных планах, об экопарке и Поляне невест на территории Ботсада СГУ, трудоустройстве выпускников и шитой иконе, впечатлившей модельера Алису Толкачеву, корреспондентам БНК рассказали директор института культуры и искусства, доктор филологических наук Людмила Гурленова и зав. кафедрой дизайна, кандидат педагогических наук Наталия Зинченко.

ANT_3518.jpg

Фото Николая Антоновского

Об институте культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина

ANT_3614.jpg

Людмила Гурленова: С самого начала своего существования - а существуем мы 15 лет (до 2014 года – факультет искусств СыктГУ – БНК), мы сразу же поставили задачу создания проектов, которые были бы полезны для города и республики. На протяжении последних двух лет мы делаем два вида проектов: условно говоря, футурологические - потому что они могут быть реализованы лишь частично – и практические. Из футурологических проектов наиболее интересными, с моей точки зрения, были проекты обустройства набережной Сысолы, закрытого перехода через оживленную городскую магистраль, перепрофилирование территории Заречья, сделанное сквозь призму европейского опыта, прежде всего австрийского: планировалось построить экологичное производство - мусороперерабатывающий завод - и при нем многофункциональный городок. Из практических проектов: например, в прошлом году защищался проект по интерьерам в скандинавском стиле, который очень понравился практикам - архитекторам и дизайнерам, было интересное предложение по этнопарку.

Об экопарке «Марьямоль»

ANT_3615.jpg

Л.Г.: Из практических проектов для нас интересны работы по экопарку, который создается на базе Ботанического сада университета. В рамках выпускных дипломных и курсовых работ мы делаем большую группу проектов: разработка фирменного стиля - без чего нет ни одного крупного культурного объекта, планировка этой огромной зоны на участки, разработка прогулочных троп и функциональных участков для церемоний и отдыха, проектирование интерьеров для различных видов зданий – административных, кафе и др. В процессе работы в этом направлении мы поняли, что в Ботаническом саду готовится масштабная городская площадка для отдыха, учебы, образования и праздников. Интересной особенностью этой площадки является то, что она будет представлять собою большую зеленую зону, которую мы стремимся сохранить даже во время зимы – в виде зимних микросадиков.

О знаке и логотипе

ANT_3535.jpg

Наталия Зинченко: Созданию фирменного стиля экопарка «Марьямоль» посвящена дипломная работа Игоря Варенова. Студент, используя различные методы дизайн-проектирования, предложил знак и логотип, а с ними целый набор визуальных констант, призванных обеспечить рекламу товаров и услуг Ботанического сада. Именно за это предложение - изображение стилизованного цветка-солнца на ножке с причудливо переплетающимися листьями - проголосовала большая часть участников интернет-голосования, хотя Игорь Варенов представил на их суд несколько эскизов. Знак сознательно выполнен в простейшей контурной технике – такой прием упрощает восприятие логотипа потенциальными потребителями. Предложенный логотип сопровождают фирменный шрифт, символичные фирменные цвета: бордовый - повторяет цвет цветка «марьямоль» (пион, или марьин корень), голубой символизирует знания, науку, стремление к духовности - как раз то, чем занимается экопарк. Зеленый цвет - это природа, цвет экобезопасности и здоровья, а желтый обозначает энергию, энергетический источник - солнце.

Об устройстве экопарка «Марьямоль»

ANT_3551.jpg

Н.З.: Этот же цветок, марьямоль, получил отражение в схеме функционального зонирования и устройства дорожно-тропиночной сети территории Ботанического сада. Серьезную работу в этом направлении провела еще одна наша студентка - Юлия Александровна Смирнова. Так получилось, что в этом году у нас выпускались две Юлии Смирновы и обе в дипломной работе занимались обустройством экопарка. Тропинки и дорожки имеют различную ширину, рисунок, покрытие и при этом, организованные воедино, повторяют бутон пиона, органично вписанного в пространство лесопарка. Каждое направление дорожно-тропиночной сети имеет определенную функциональную нагрузку. Территорию ботанического сада нужно было организовать таким образом, чтобы разместить на ней различные функциональные зоны: отдельные ветки пути огибают места тихого отдыха, другие изолируют сенсорный сад или аптекарский огород, иные предусмотрены для сопровождения посетителей к площадке презентации объектов современного искусства. У дорожек разная толщина, покрытие, цвет. Лучше всего пион просматривается с высоты птичьего полета.

Об экологическом кафе

ANT_3581.jpg

Н.З.: Такого заведения в нашем городе пока нет. Тем не менее, в своей дипломной работе его дизайн разработала Юлия Игоревна Смирнова. Такое заведение общественного питания должно, по мнению студентки, укреплять здоровье населения, прививать ему экологическую культуру поведения и потребления. Для этого Юля продумала «натуральный» стиль интерьеров кафе с использованием хлопчатобумажных и льняных тканей, расставила в нем экобезопасную мебель из ротанга и оборудование, объединила помещение кафе с зимним садом, следуя пожеланиям заказчика. Даже если этот интерьер не будет реализован в данном кафе, он может быть позаимствован для другого. Если найдутся заинтересованные заказчики, мы готовы адаптировать этот дизайн для других площадей.

О Поляне невест

ANT_3578.jpg

Н.З.: Сегодня Ботанический сад предлагает свои услуги по проведению свадебных фотосессий, поэтому такая территория, как поляна невест, там необходима. Проект Алисы Колеговой разработан для того, чтобы создать не только красивый фон для свадебных фотографий, но и построить в парке объекты, которые позволили бы организовать свадебную церемонию полностью, включая фуршет, саму регистрацию и площадки для фотосессий и исполнения различных традиций: мостик с ажурными перилами для символического скрепления чувств новобрачных, территория, на которой молодожены в честь дня создания своей семьи могут посадить дерево, именная плита, где можно выгравировать имена жениха, невесты и дату свадьбы. Студентка предложила торжественный дизайн-проект поляны, соответствующий различным этапам проведения церемонии бракосочетания, вкусам и предпочтениям различных пар, российским и западноевропейским традициям. Орнаментальная основа, которая лежит в основе проекта, - это славянский знак, символизирующий мужчину и женщину. Ожидаем, что реализовываться проект начнет с весны следующего года.

Об «умном» доме

Н.З.: В рамках работы над проектами занимаемся проектом «умного» дома - такие дома предполагается построить на территории экопарка. Возможно, это будет гостиница, а позже проект такого дома будет тиражироваться. «Умные» дома, к примеру, пускают внутрь только своего хозяина, сканируя отпечаток пальцев или зрачок глаза, включают свет по хлопку, работают на запрограммированной вентиляции и отоплении. Мы делаем красивую оболочку, дизайн этого дома и работаем совместно с Институтом точных наук и информационных технологий, который делает информационно-техническую начинку.

О реализации проектов

ANT_3580.jpg

Н.З.: Заказчиками всех проектов по экопарку выступает руководство университета и Ботанического сада. Проекты, как нам обещали, будут реализовываться на территории парка, но проблема в том, что все проекты имеют разную стоимость. Самый недорогой – это, конечно, фирменный стиль, и он уже реализуется: логотип печатается на различных носителях. Самый дорогой проект - по схеме функционального зонирования. Покрывать сад дорожно-тропиночной сетью - это очень дорого. Что касается экокафе - о его стоимости говорить сейчас сложно, потому что мы можем определить только стоимость интерьера. Расходы на возведение здания должен рассчитывать архитектор. Разумеется, бывают случаи, когда сумма четко определена, как это было с проектом «Городские легенды». В случае с экопарком сумма не оговаривается - заказчику нужна некая концепция, теперь же, когда заказчик получил красивые картинки, этот вопрос будет решаться с теми, кто непосредственно связан с практической реализацией проекта.

Нам предоставили все возможности для полета фантазии, чтобы посмотреть, на что мы способны. Если есть основа, ее можно будет доработать под заявленную сумму.

О «Городских легендах»

ANT_3525.jpg

Л.Г.: Мы активно участвовали в «Городских легендах», несколько наших проектов победили, но, как мне кажется, более интересными были другие – те, которые не уложились в бюджет. Мне больше всего понравился проект, связанный с Покровским бульваром, предполагающий несколько площадок для отдыха жителей разных возрастов, зеленые насаждения и малые архитектурные формы в виде фонарей, интересных скамеек. В рамках проекта была создана площадка для какого-то арт-объекта, который мог бы стать украшением Покровского бульвара и всего этого района, но, к сожалению, проект оказался невостребованным.

Все-таки, я думаю, то, что мы не уложились в заявленный бюджет – до миллиона рублей, не наша ошибка, а наше понимание того, каким должен быть проект по благоустройству города: одними маленькими арт-объектами дело не должно ограничиваться. Хорошими должны быть не только сами проекты, но и материалы, в которых они воплощаются, чтобы за два-четыре года объект не был утрачен. Хотя сама идея «Городских легенд» мне нравится, я считаю, что это примерянный на себя стандарт европейского города: в Европе же в каждом городке громадное количество разных арт-объектов, другое дело, что там это в течение веков делалось.

Вообще, нужно было бы сделать историко-культурное и социологическое исследование, хорошую профессиональную экспертизу - где и что должно быть и какие функции выполнять. Общественное мнение – важно, но не всегда надо идти вслед за ним: люди могут решить, какого рода здесь должен быть арт-объект, а то, как он должен выглядеть, по-моему, должны решать профессионалы. Эта экспертиза позволила бы создать культурную карту города, планировать объекты на тех участках земли, которые наиболее подходят для этого, учесть функциональное их назначение, чтобы избежать, например, расположения мест отдыха на пересечении магистралей, как сейчас на пересечении Орджоникидзе и Карла Маркса, Морозова и Станционной. Отдых в таких местах не может быть безопасным.

О детских площадках

ANT_3606.jpg

Л.Г.: По мнению историка Михаила Рогачева, детских площадок вообще не должно быть в рамках «Городских легенд». Я не совсем с ним согласна: детские площадки могут быть стилизацией образов и материальных предметов сказок. Например, не просто лесенки, а подъем на богатырского коня и спуск с него, по мотивам «Алисы в стране чудес» сколько всего можно сделать. И тогда детская площадка станет своего рода приглашением к чтению, - заинтересуются этим, и другое прочитают, - а не только местом для времяпрепровождения.

О площадке перед «Детским миром»

Л.Г.: К нам финка приезжала, конечно же, не одобрила.

О студенческих работах

ANT_3597.jpg

Л.Г.: На данный момент 95 процентов студенческих работ - это перспективные предложения, но и сделано немало. Долгое время мы выполняли, по сути, социальные проекты для тех, кто не может за них заплатить, - это оформление детских садов, детской больницы. Студентам не платят, заказчик только находит материал. Так мы сотрудничаем с детской республиканской больницей, где наши проекты были реализованы на нескольких этажах: ребята оформляли онкологическое отделение, отделения нейрохирургии, регистратуру, приемный покой. Их задача состояла прежде всего в том, чтобы интерьер успокаивал детей, поэтому наши дизайнеры работали с цветами, их сочетанием, преображением медицинских табличек. Игорь Генрихович (Кустышев, главврач – БНК) постоянно водит экскурсии для гостей больницы, показывает, что было сделано. В больнице продолжает работать наш выпускник, также есть несколько проектов, которые сейчас затормозились.

Был реализован проект в поддержку прав инвалидов, их социализации — студенты проектировали социальную рекламу (плакаты), потом эти изображения были напечатаны на спичечных коробках и разошлись по России. Факультетом разработан дизайн фронтонов на главном корпусе университета, логотип вуза. В связи с переименованием — присвоением СГУ имени Питирима Сорокина — логотип хотели изменить, но прежний уже так хорошо прижился и стал узнаваемым, что ничего переделывать не стали. «Пятерка» на входе в корпус института культуры и искусства тоже создана нашими студентами.

Об «иконе»

ANT_3594.jpg

Л.Г.: Это работа выпускницы прикладного отделения Натальи Ширяевой, которая в течение нескольких лет была участником волонтерского движения по сохранению архитектурного облика Кылтовского женского монастыря. За пять лет она вникла в его историю, разыскала работы золотошвейной мастерской монастыря, изучила работы по рукописной книге, древнему прикладному искусству.

В этом большом произведении в форме житийной иконы рассказана история монастыря. Когда-то в монастыре существовала единственная в Коми крае иконописная и золотошвейная мастерская, обитель была образцовой в выращивании зерна, овощей и в разведении крупного рогатого скота, какое-то время — недолго - монастырь был богатым и очень успешным. Потом здание отдали под детскую колонию, затем под тюрьму «Ухтпечлага». Поняв так историю - как драматическое развитие событий, Наталья Ширяева решила сделать работу в черно-белом варианте: черное — это драма, трагедия монастыря, белое — это надежда, неслучайно центральная часть заканчивается вышитой молитвой. Хотя и сейчас восстановление монастыря под большим вопросом, но хотелось бы, чтобы он существовал и далее, поскольку это история, культура, большое прошлое. Икона очень тонко, изящно сделана, прописана до мельчайших деталей. Монастырь попросил эту работу, чтобы она там осталась, и я думаю, что это правильно: это и наша поддержка, какой-то вклад в сохранение культуры.

О выпускниках

Л.Г.: Наши выпускники востребованы не только в республике, но и в Вологодской, Архангельской областях, откуда они приезжают на учебу, Кирове, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Москве. Они успешно работают дизайнерами, преподавателями изобразительного искусства. Кто-то стал фотографом — как художники они понимают толк в цвете и композиции, часть прикладников – дизайнерами, потому что качество их подготовки позволяет им работать с интерьерами. Одна выпускница, которая занималась керамикой, сейчас работает в Иерусалиме на скульптурном восстановлении христианского монастыря. Группа прикладников работает в наших театрах — драматическом и театре оперы и балета.

О финансовой успешности

Л.Г.: Звонков громадное количество, только вчера ко мне обратился человек: делаю фотостудию, нужен интерьер. Вы закажите — и мы сделаем. Он очень удивился: как заказать? Я вам творческую тему даю, будьте благодарны за это. А нас «бьют» за то, что мы не продаем свои проекты - каждое направление подготовки должно иметь оплачиваемую научную деятельность, а мы делаем огромное количество проектов и мало что за это не получаем — многие заказчики хотят «малой кровью» обойтись. Кстати, Алиса Толкачева по этому поводу - продажи проектов — сказала: «Вы вообще не должны этим заниматься: должен быть человек, который бы проталкивал все ваши проекты, вы их только создаете». Сейчас в университете создается коллектив менеджеров, которые, надеюсь, будут содействовать продвижению наших проектов. В данный момент они просчитывают финансовую привлекательность экопарка. Наши студенты — профессионалы, они готовят или создают (если это прикладники) интересные проекты. Думаю, учиться зарабатывать тоже нужно, нужно знать, как это делать. Особенно если учитывать, что Сыктывкар — город небольшой, и здесь пока еще не доросли до мысли, что дизайнерский продукт может быть покупаем.

5619

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    12 авг. 2015 г., 23:28:23
    Ответить
    ' ТОТ, КТО , ОБРАЩАЯСЬ К СТАРОМУ , СПОСОБЕН ОТКРЫВАТЬ НОВОЕ, ДОСТОИН БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ.' КОНФУЦИЙ КУН-цзы [531-479 гг.до н.э.] ЛЮДМИЛЕ ВИКТОРОВНЕ И ВСЕМУ КОЛЛЕКТИВУ ИНСТИТУТА ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И НОВЫХ ПРОЕКТОВ .C УВАЖЕНИЕМ.
  • Не финн))
    13 авг. 2015 г., 7:39:13
    Ответить
    То, что "финкаприехжала и, конечно, не одобрила" - совершенно наплевать...Нашли тоже мне автортетов... А в остальном - интересная работаинститута. Спасибо!
  • 147
    13 авг. 2015 г., 9:12:08
    Ответить
    А детская площадка у детского мира в самом деле не на месте! Улицы с 3 сторон! Могли бы сделать в районе стадиона. Там и места больше и от дорог подальше
  • Студент
    13 авг. 2015 г., 9:52:53
    Ответить
    Сыктывкарский Государственный Университет?? а разве в Республики Коми есть(был?) институт Культуры и Искусств??
  • ГВ
    13 авг. 2015 г., 11:00:45
    Ответить
    о материале
    Вот такого плана информации очень не хватает СМИ. Спасибо Л.В. Гурленовой за ее подвижнический труд. Дай Бог ей долгих лет и здоровья!
  • Никита
    13 авг. 2015 г., 13:41:42
    Ответить
    Могу сказать, точно. Ребята там работают и очень талантливые. Вся проблема со стороны власти РК. Власти нужно экономить на всем. Им не нужна республика как социально обеспеченный край, для них задача номер один превратить это место в БОЛЬШУЮ ВАХТУ!Очнитесь граждане не живите в розовых очках!