Взгляд в прошлое: «Пароход «Сталинец»
Об истории парохода «Сталинец», с которым связано освоение Воркуты, Печоры, Ижемского района и других северных территорий Коми рассказали в своей группе «100 улиц Печоры» местные краеведы.
«Обычно, вспоминая братьев – знаменитых печорских речников Федосеевых, одному из них - Павлу Ивановичу, уделяют лишь несколько строк. Вот что пишет о своем младшем брате Федосеев Василий Иванович:
«….свою деятельность на речном флоте начал в 1929 году….», то есть в пятнадцать лет. А из информации, что появлялась на страницах местной прессы, можно добавить: «….плавал помощником капитана на пассажирском пароходе «Сталинец».
… В тридцатых годах двадцатого века в районе Воркуты начал курсировать пассажирский пароход «Сталинец» мощностью 180 сил. Был он построен в Великом Устюге. И перегнан на Печору морем в 1931 году. Длина парохода была 46,44 метра, осадка – 65 сантиметров, грузоподъемность – 60 тонн. Брал он на борт 265 пассажиров, из них 26 первого класса.
Если внимательно вчитаться в строки истории Коми края, то можно узнать, что еще в конце 1932 года вышло Постановление ЦК ВКП(б), направленное на быстрейшее освоение богатств Печорского края, создание топливной базы всесоюзного значения, призванной обеспечивать каменным углем Северный морской флот, Северный край, Ленинград и Кольский полуостров. Были разработаны и мероприятия по его выполнению. В том же году в Воркуте была заложена первая шахта. Ее строительство при отсутствии средств коммуникации и связи, кроме водного пути по рекам Печоре и Усе в короткий навигационный период, граничило с героизмом.
И все-таки шахта была построена за рекордные два года. И 1 сентября 1934 года на гора вышел первый промышленный уголь. С освоением воркутинских углей и было связано имя парохода «Сталинец».
С началом навигации 1932 года на «Сталинце», как на одном из более значимых для пароходства судне, была введена в действие одна из первых радиостанций Печорского пароходства (газета «Ленинец» от 12 мая 1972 года. Статья В.Харитонова «Прошло 40 лет»). Вот в эти тяжелые и ответственные для речников Печоры годы и трудится на пароходе мой двоюродный дед. Федосеев Павел Иванович проработал на судне совсем недолго. Вскоре он окончил Велико-Устюгский речной техникум и с 1934 по 1935 год уже преподавал в Щельяюрском ФЗУ, а с 1936 года в Печорском речном техникуме, перебазированном в деревню Щельяюр из Красного Затона.
Мой дед по отцовской линии прожил недолгую жизнь. В 1942 году он скончался от болезни и был похоронен в деревне Щельяюр Ижемского района Коми АССР.
… А пароход продолжил свою трудовую жизнь.
В 1943 году среди десяти лучших судовых команд была и команда пассажирского парохода «Сталинец». Капитан - Сметанин Яков Васильевич. В 1944 году за образцовую работу имена капитана парохода и других членов команды были занесены в Усть-Усинскую районную книгу Почета. («Ленинец» от 05.04.1975 г.)
В 1946 году по итогам социалистического соревнования команда получила вымпел Наркомата речного флота и денежную премию в три тысячи рублей. В 1950 году по вине экипажа пароход потерпел аварию и был осушен. Но отремонтирован и вновь спущен на воду. Его капитальный ремонт в зиму 1950-1951 года произвели Щельяюрские мастерские. («Речник Печоры» от 8.12.1951г.).
Навигацию 1953 года на Печоре открыл «Сталинец». Он отправился в свой первый рейс 30 апреля 1953 года.
22 марта 1959 года капитаном парохода был назначен Семен Никитич Карманов. По воспоминаниям ветерана Печорского пароходства Н.Ф.Суманеева, в 1961 году пароход «Сталинец» в осенний период служил общежитием речников в Печоре в связи с нехваткой мест в небольшом деревянном общежитии. Последнее упоминание об этом пароходе я нашла на страницах газеты «Речник Печоры» за тот же 1961 год.
Говорят, пассажирские пароходы такого типа были сожжены по месту приписки. Последний из них – в 1963 году. Прошли годы… И совсем недавно, листая подшивки газеты «Ленинец» за 1971 год, я вновь натолкнулась на знакомое название «Сталинец». Та статья Михаила Пыстина называлась «Сто седьмая». И была посвящена сто седьмой навигации парового судоходства на Печоре. В ней говорилось: «За самоотверженную работу в годы войны 1190 лучших речников были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Многие были награждены орденами. Бывшие масленщики парохода «Сталинец» Кисляков Василий Павлович и Дементьев Иван Павлович были удостоены звания Героя Советского Союза».
И это тоже история парохода «Сталинец».
Елена Редькина. Человек и пароход.
Комментарии (20)
В 2005-м Абрамович заключил твердый контракт с немецкой верфью Blohm + Voss, по условиям которого за яхту он должен заплатить 340 млн евро. Однако фактические затраты на ее постройку составили около 800 млн, а недостачу верфь была вынуждена взять на себя. Ежегодное обслуживание яхты обходится примерно в $50 млн.
Изначально (в июне 2009 года) длина Eclipse составляла 162,46 м. Позже стало известно, что премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед, чья яхта была всего на 46 см короче, планирует вернуть себе звание обладателя крупнейшей яхты, увеличив длину своего судна на 61 см. После этого Роман Абрамович решил удлинить свою Eclipse еще на полтора метра, никому не уступив своего первенства
БНК на заметку - побольше таких о истории края
потом механиком на нем ходил.
был и капитаном на других судах на печоре.
капитаном был в период 1960-70 года.