В Госдуме предложили сократить количество авиакомпаний и запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет
После катастрофы Airbus A321 в Египте первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил законодательно запретить в России эксплуатацию самолетов старше 15 лет, передает ТАСС.
Место падения Airbus A321, 100 км от Эль-Ариша, Египет. Фото EPA
- Соответствующий проект закона уже давно разработан, и после окончательных консультаций я готов внести его на рассмотрение палаты. Актуальность запрета на использование в России самолетов старше 15 лет снова возросла, — заявил он.
По словам депутата, средний возраст эксплуатирующихся в стране гражданских лайнеров составляет 21 год.
Ранее сообщалось, что потерпевший крушение в Египте российский самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа» совершил свой первый полет 18,5 года назад.
Как заявил руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, в России надо сократить число авиакомпаний. Это позволит повысить безопасность и качество услуг.
Фото Владимира Федоренко, РИА Новости
- Мне пишут, что в авиации все должен решать рынок. Вот рынок и решает. Катастрофы под Пермью, Казанью… Мало еще рынка? - рассуждает депутат в Twitter, пишет «Российская газета».
До этого в эфире Русской службы новостей он поделился своими наблюдениями о том, что «катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа. Это небольшие фирмы, владеющие 5-10 самолетами, которые сдавались под чартерные рейсы. Компании извлекали максимальную прибыль при минимальных затратах».
По его словам, в парке «Кагалымавиа» нет даже десяти самолетов. Один из них разбился вчера в Египте, погибли 224 человека.
Об опасности, которые несут маленькие авиакомпании, несколько лет назад, будучи вице-премьером, говорил Сергей Иванов. Он предлагал лишить лицензий компании-перевозчики, у которых насчитывается всего несколько единиц транспорта, называя их «живопырками». «В маленьких компаниях, - говорил он, - дожимают старую технику до конца, не уделяя внимания ремонту, различным регламентам, подготовке экипажа».
Вчера Ространснадзор уже приступил к проверке «Когалымавиа». Обещал компании внеплановую проверку и министр транспорта Максим Соколов, заметив, что ее судьба будет решаться по итогам всех этих контрольных мероприятий.
Российская авиакомпания Metrojet (юридическое название - ООО «Когалымавиа») была основана 17 мая 1993 года. Штаб-квартира авиакомпании находится в Москве. Базируется в московском аэропорту «Домодедово».
Компания ориентирована на чартерные авиарейсы из Москвы, Казани, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Перми, Самары, Уфы и Челябинска по наиболее популярным туристическим направлениям. Имеет в парке 9 самолетов.
Комментарии (69)
К чему приведет сокращение российских авиаперевозчиков до двух-трех компаний (сокращено)
Анна Седова
Катастрофа над Синайским полуостровом, которая унесла жизни 224 человек и стала крупнейшей в истории отечественной гражданской авиации, вызвала немедленную реакцию политиков и чиновников. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что в России необходимо ограничить количество авиаперевозчиков двумя-тремя компаниями.
«Я обратил внимание, что катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа. Это небольшие фирмы, владеющие 5−10 самолетами, которые сдавались под чартерные рейсы. Компании извлекали максимальную прибыль при минимальных затратах», — заявил депутат. По словам Пушкова, государство должно вмешаться в сферу гражданской авиации, а не оставлять ее на волю рынка.
По сравнению с Европой и США, в России действует относительно небольшое число авиаперевозчиков. По данным Росавиации, за январь-сентябрь 2014−2015 на пять компаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Ютэйр» и «Уральские авиалинии») пришлось 62,3% от общего объема перевозок пассажиров по гражданской авиации. На первые 15 компаний пришлось 85,2% от общего объема, всего же в списке 35 компаний, которые обеспечивают 97,8% пассажиропотока. Компания «Когалымавиа» в списке Росавиации занимает 19-е место. В США, для сравнения, действует более 100 авиаперевозчиков.
Эксперты не уверены в том, что укрупнение авиаперевозчиков и сокращение их числа способно повысить безопасность авиаперелетов. По их мнению, реформирование отрасли нужно начинать совсем не с этого.
— С одной стороны, крупные компании богаче и им легче следить за состоянием техники и персонала, — говорит бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. — С другой, в стране должен быть рынок. Можно сравнить это с маленькими фермерскими хозяйствами и большими колхозными корпорациями. В последних управление вроде бы проще, но у фермера продукция все равно будет лучше и натуральней.
Надо начинать не с укрупнения, а с изменения структуры управления гражданской авиацией. Сейчас она аморфна. Создано множество департаментов, но при этом никто ни за что не отвечает. Ни в одной из этих организаций нет прямого пункта об ответственности за безопасность полетов. Эти люди руководят гражданской авиацией России примерно так, как Борис Ельцин руководил берлинским оркестром. То есть эта сфера у нас почти бесконтрольна. Профессионалов очень мало.
Историческая беда России — в клановых, родственных назначениях на должности. Гражданская авиация — не исключение. Вот когда в управленческие структуры придут компетентные люди, они смогут контролировать не только крупные компании, но и мелкие фирмы, которым нужно помогать развиваться и поддерживать.
«СП»: — В России на 35 компаний приходится 98% общего пассажиропотока. По мировым меркам это много или мало?
— В США, к примеру, компаний гражданской авиации гораздо больше. Территория Штатов меньше, чем России, но там почти три тысячи аэропортов. Земля тщательно оборудована средствами самолетовождения и контроля за воздушными судами. У нас эта инфраструктура находится в полуразрушенном состоянии. В Советском Союзе было около 1400 аэропортов. Сегодня в России осталось триста с небольшим, а оборудование крайне устаревшее. Подход Пушкова, который предлагает просто все укрупнить, на мой взгляд, не верен.
Главное — реформировать систему управления, которая не слышит и не видит, что происходит. К примеру, в аэропорту «Шереметьево» пытаются строить третью полосу. Это непродуманный проект. Потрачено уже 9 миллиардов. Сейчас премьер Медведев передает строительство другой компании, которая должна построить полосу к Чемпионату миру по футболу 2018 года. Но разве можно построить нормальную полосу за два года в авральном режиме?
О недостатках проекта предупреждали многие эксперты, но их не слышали. И это лишь один пример. В сферу гражданской авиации пришли люди, которых интересует только прибыль. Пока ситуация не изменится, никакие укрупнения не помогут.
Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников также не думает, что монополизация рынка поможет решить существующие проблемы.
— Говорят, что мысль остановить нельзя, но иногда стоит. Господин Пушков — не специалист в авиации. Его предложение не решает проблему. Хотя, конечно, это вопрос не столько авиации и бизнеса, сколько большой политики.
Напомню, что буквально в эти дни решается вопрос о банкротстве компании «Трансаэро». Это частная компания, которая за время своего существования не имела ни одной катастрофы и не убила ни одного пассажира. Что хорошего в том, что она прекратит свое существования? Другой вопрос, что менеджмент «перестарался» и политика финансового и прогностического сектора провалилась. Но это не имеет отношения к безопасности полетов.
Количество компаний и безопасность полетов — вещи, не связанные непосредственно. Нужно стремиться к тому, чтобы естественным образом компании укрупнялись. Но для такой большой страны, как наша, сливать все компании в одну, кажется мне не правильным. Мы уже выросли из «Аэрофлота». Я считаю, что очередные перестановки и перетасовки всего и вся, а это будет происходить именно так, ни к чему хорошему не приведут. В том числе с точки зрения обеспечения безопасности полетов.
«СП»: — Но разве пример «Когалымавиа» не показывает, что необходимо ужесточать требования к авиаперевозчикам?
— Пусть ужесточают, кто мешает это делать? Есть Росавиация, есть Минтранс, есть Госавианадзор. Контролирующих и надзорных организаций достаточно. Они должны следить за соблюдением стандартов, правил, отнимать лицензии в случае нарушения. Собственно, этим они благополучно занимались последние 10 лет.
Хочу напомнить, что после распада СССР у нас было около 400 авиакомпаний. Среди них около полусотни фирм, которые владели одним-двумя самолетами. Кто чего хапнул, это и эксплуатировал. Вот это было, безусловно, неправильно, и сейчас с этим покончено.
Но для такой страны, как наша, нужно как минимум 10−15 компаний. Две-три компании, которые были бы близки к рангу национального перевозчика и определяли бы все с точки зрения магистральных полетов, а также ряд региональных компаний. На мой взгляд, это было бы более разумным решением.
Возможно, предложение Алексея Пушкова детально проработано, и у него есть свои обоснования. Но если это эмоциональное заявление после произошедшей трагедии, это не самое разумное, что можно сделать.
Эксперт ИКАО и Комитета по транспорту Государственной Думы РФ Виталий Бордунов убежден, что главное — соблюдать уже существующие правила, а не создавать новые.
— Наши депутаты больше всего любят запрещать. Но мне кажется, господин Пушков не очень себе представляет, что такое рынок авиаперевозок и как он складывается. От монополизации рынка чудесным образом ситуация не наладится, билеты не станут дешевле и не появится конкуренция, которой и так нет.
Если говорить сухим научным языком, предложение о сокращении авиационного парка России и сведение его к нескольким компаниям приведет к монополизации рынка, увеличению стоимости перевозок и сокращению потребительского спроса. У нас и так очень низкий уровень спроса на перевозки. Реально воздушным транспортом пользуются 5−6 миллионов человек. А после монополизации рынка их число еще больше сократится. Это предложение чуждо мировой практике, где насыщенность услугами обеспечивается количеством перевозчиков.
Мне кажется, что не совсем правильно, когда не специалисты начинают выдвигать инициативы по регулированию отрасли. Например, депутаты предложили запрещать эксплуатацию воздушных судов по принципу старости. Исполнилось 15 лет самолету — на свалку его. Но это просто некомпетентность. Вопрос не в возрасте, а в техническом состоянии самолета. Воздушные суда летают до 40 лет, если они поддерживаются в надлежащем состоянии. Я понимаю, что хочется, как лучше. Но таким же образом можно и медицину править, и другие отрасли, и ни к чему хорошему это не приведет. Некоторые законодательные инициативы вызывают только вопросы.
И это вместо того, чтобы заняться реальным делом. У нас на нулевом уровне находится соблюдение прав пассажиров. Почему это не интересует господина Пушкова? По сравнению с тем, что европейские перевозчики обязаны обеспечивать своим клиентам, наши пассажиры просто бесправны. Например, за отмену и задержку рейса по международным правилам компания должна платить, у нас же получить компенсацию практически нереально.
Если на Западе еще в 1938 году было установлено, что главным в перевозках является пассажир, то наши регуляторы, похоже, не собираются принимать эту аксиому. Поэтому сравнивая развитие гражданской авиации у нас и в Европе или Штатах, мы получим катастрофические цифры. Если мы в прошлом году перевезли 90 миллионов пассажиров (а вживую это означает 5−6 миллионов человек), то в Штатах и Европе — почти миллиард. Почувствуйте разницу.
Обрубить рынок из-за таких неловких предложений можно очень легко. А вот создать его будет очень сложно.
«СП»: — Что в таком случае, нужно делать, чтобы повысить безопасность полетов?
— Чтобы повысить безопасность нужно, чтобы государство выполняло свои обязательства, в том числе по Чикагской конвенции 1944 года. Это главный документ ИКАО в сфере гражданской авиации, к которому СССР присоединился в 1970 году. В ИКАО участвуют почти 200 государств, и она определяет общий и понятный для всех режим гражданской авиации. Как летать, как обслуживать самолеты — правила едины для всех. Это высокое достижение организации. Но проблема в том, что на практике у нас эти правила не работают.

Когда на днях (в третий раз !!!) самолет КАТ съехал в с ВПП в Инте, Ген. директор Понамарев Комиавиатранс заявил:
"Сам факт неприятный, но ничего страшного не произошло"
Вчера ночью самолет Комиавиатранса не смог приземлится в Ухте так как на полосе застряла машина, а техники в а/п Ухта, чтобы устранить препятствие, не нашлось, а тетка из КАТ причитала - "сейчас сядет, сейчас сядет" Не сел - улетел на запасной.
И самолеты и аэропорты у нас принадлежат компании Пономарева (Комиавиатрансу), последний "пробивает" полеты в Амстердам, Таллин, Копенгаген, так что вопросами безопасности в коми ему заниматься некогда, ведь "ничего страшного не случилось"....
Когда на днях (в третий раз !!!) самолет КАТ съехал в с ВПП в Инте, Ген. директор Понамарев Комиавиатранс заявил:
"Сам факт неприятный, но ничего страшного не произошло"
Вчера ночью самолет Комиавиатранса не смог приземлится в Ухте так как на полосе застряла машина, а техники в а/п Ухта, чтобы устранить препятствие, не нашлось, а тетка из КАТ причитала - "сейчас сядет, сейчас сядет" Не сел - улетел на запасной.
И самолеты и аэропорты у нас принадлежат компании Пономарева (Комиавиатрансу), последний "пробивает" полеты в Амстердам, Таллин, Копенгаген, так что вопросами безопасности в коми ему заниматься некогда, ведь "ничего страшного не случилось"....
Когалым, город такой есть в Сибири.
Билеты на на Боинг по маршруту Сыктывкар-Москва на ноябрь-декабрь можно купить за 990 рублей (вместе со сборами).
Стоит вспомнить, что во времена СССР около 40% мирового авиапарка составляли наши самолеты, и это не считая военных!
Какая разница, все равно пассажиры из своих кошельков компенсируют)
В голос проиграл с 12-15 лет в США
Зато на полном серьезе рассуждает все прелести бытия
Зато на полном серьезе рассуждает все прелести бытия
Ил-62 и Як-40 это дремучий хлам даже для своего времени.
Ту-154 был актуален максимум до середины 80-х
а это не призыв, это вопрос.
А жить как скотина на каком-нить засранском курорте РФ я не хочу. Тем более за те же бабки можно получить в разы более качественный сервис
И потом одним из пассажиров был Тимур Миллер,кем он приходится действующему председателю Газпрома Миллеру?Как бы там ни было,опять все свалят на пилотов,мол,человеческий фактор.Горько,печально ,мужества и выдержки всем близким и родным...
Следаки из Росавиации могут кукарекать все что им угодно.